Debug: STATIC_VERSION = 1763066870

Основы бытия и действия

Обновлено: 17.11.2025

Давайте начнём с самого фундамента — того, как строится любая мысль в английском языке. Мы разберём «скелет» предложения и одну из самых важных деталей — артикли. К концу блока вы будете понимать:

  • как правильно выстроить предложение;
  • когда какой артикль использовать;
  • чем отличаются Present Simple и Present Continuous;
  • как работать с глаголом‑связкой to be.

1. Порядок слов: строгая схема

В английском языке порядок слов в утвердительном предложении жёстко фиксирован:

Кто? → Что делает? → Что? / Куда?
(на языке грамматики: Subject → Verb → Object, или SVO).

Пример:

I go to school. — Я хожу в школу.

  • I (subject) — кто совершает действие;
  • go (verb) — само действие;
  • to school (object) — куда направляется действие.

Общая формула предложения:
[Подлежащее] + [Сказуемое] + [артикль] + [Дополнение/Обстоятельство]

Важно: если поменять порядок слов, смысл может полностью измениться или предложение станет непонятным. Английский не такой гибкий, как русский, где можно переставлять слова без потери смысла.

2. Артикли: a/an, the и нулевой артикль

Артикль — это маленькое слово перед существительным. Оно подсказывает, о каком именно предмете идёт речь: о чём‑то общем, конкретном или известном собеседникам.

2.1. Неопределённый артикль a / an

Когда используем:

  • при первом упоминании предмета (он не конкретный, один из многих);
  • при назывании профессии.

Правило:

  • a — перед словами на согласный звук (a book, a student);
  • an — перед словами на гласный звук (an apple, an engineer).

Примеры:

  • This is a book. — Это какая‑то (одна) книга. (Впервые упоминаем, она не конкретная.)
  • I am an engineer. — Я инженер. (Называем профессию, одну из многих.)
  • He has an apple. — У него есть яблоко. (An, потому что первый звук в apple — гласный.)

2.2. Определённый артикль the

Когда используем:

  • когда говорим о чём‑то конкретном, уникальном или уже упомянутом ранее;
  • когда мысленно можем добавить «вот именно этот».

Пример:

  • I am reading the book. — Я читаю ту самую книгу. (Конкретную книгу, которую мы уже обсуждали или которая есть в контексте.)

2.3. Нулевой артикль (отсутствие артикля) 🚫

Когда используем:

  • с именами собственными (Anna, London);
  • с названиями городов и стран (кроме некоторых исключений);
  • с неисчисляемыми существительными (coffee, love, water);
  • с исчисляемыми существительными во множественном числе, когда говорим в общем смысле (children);
  • в устойчивых выражениях (go to school, go to work).

Примеры:

  • I like coffee. — Мне нравится кофе. (Кофе вообще, как напиток — неисчисляемое существительное.)
  • Children need love. — Детям нужна любовь. (Дети и любовь — общее понятие.)
  • She lives in London. — Она живёт в Лондоне. (Название города.)

2.4. Как это работает в предложениях: два варианта про школу

  1. I go to school. — Я хожу в школу.
    Пояснение: school без артикля (нулевой артикль), потому что мы имеем в виду не здание, а учреждение, основную функцию (место учёбы). Это устойчивое выражение.

  2. I am going to the school right now. — Я иду в школу прямо сейчас.
    Пояснение: здесь the, потому что речь о конкретном здании школы (например, чтобы забрать документы или встретить друга). Мы мысленно указываем на него.

3. Два настоящих времени: факт vs процесс

Почему в первом предложении go, а во втором — am going? Это два разных времени.

3.1. Present Simple (Простое настоящее время)

Что выражает:

  • факты;
  • общие истины;
  • регулярные действия и привычки.

Формула:

  • I/You/We/They + V₁ (глагол в начальной форме);
  • He/She/It + V₁‑s/‑es.

Пример:

  • She drinks coffee every morning. — Она пьёт кофе каждое утро.
    (Регулярное действие, привычка. Coffee — неисчисляемое, поэтому нулевой артикль.)

3.2. Present Continuous (Настоящее длительное время)

Что выражает:

  • действие, которое происходит прямо сейчас, в момент речи;
  • временную ситуацию вокруг настоящего момента.

Формула:

  • I am + V‑ing;
  • He/She/It is + V‑ing;
  • You/We/They are + V‑ing.

Пример:

  • He is drinking the coffee now. — Он пьёт этот кофе сейчас.
    (Действие в процессе. The coffee — конкретный кофе, который, например, стоит перед ним.)

4. Глагол‑связка to be

Глагол to be («быть», «являться», «находиться») — это основа основ. Он не описывает действие, а связывает подлежащее с информацией о нём (имя, профессия, местоположение).

Формы в настоящем времени:

  • I am;
  • he/she/it is;
  • you/we/they are.

Примеры:

  • My name is Anna. — Меня зовут Анна. (Имя собственное — нулевой артикль.)
  • I am a student. — Я студент. (Профессия/род занятий — неопределённый артикль.)
  • We are from Moscow. — Мы из Москвы. (Название города — нулевой артикль.)

Ключевое правило: в русском языке глагол‑связка «есть» часто опускается (Я студент), а в английском am, is, areобязательны!

5. Отрицание с глаголом to be

Чтобы сделать предложение отрицательным, добавляем частицу not после глагола to be.

Формула: ... am/is/are + not ...

Примеры:

  • I am not a teacher. — Я не учитель.
  • It is not cold today. — Сегодня не холодно. (Cold — абстрактное понятие, нулевой артикль.)

Словарь Блока 1

I [aɪ] — я;
to go [tuː ɡəʊ] — ходить, идти;
school [skuːl] — школа;
the [ðə] — определённый артикль;
right now [raɪt naʊ] — прямо сейчас;
she [ʃiː] — она;
to drink [tuː drɪŋk] — пить;
coffee [ˈkɒfi] — кофе;
every morning [ˈevri ˈmɔːnɪŋ] — каждое утро;
he [hiː] — он;
now [naʊ] — сейчас;
my [maɪ] — мой;
name [neɪm] — имя;
is [ɪz] — является (для he, she, it);
a [ə] / an [ən] — неопределённый артикль;
student [ˈstjuːdnt] — студент;
we [wiː] — мы;
are [ɑː] — являются (для we, you, they);
from [frɒm] — из;
teacher [ˈtiːtʃə] — учитель;
it [ɪt] — это, он, она (для неодушевлённых предметов и животных);
cold [kəʊld] — холодный;
today [təˈdeɪ] — сегодня;
not [nɒt] — не;
book [bʊk]

Оцените эту теорию

Для оценки теории необходимо войти в систему.

Средняя оценка: (0 оценок)